Для вас, родители!


 Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребёнок не овладеет необходимыми категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет испытывать определённые сложности.

Обогащение и активизацию словаря следует начинать с раннего возраста ребёнка. У ребёнка, обладающего богатым словарным запасом, формируется правильная речь.

Слова, которые усваивают дети, делятся на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся слова, которые ребёнок понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые ребёнок понимает, но в речи не использует.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому обогащение словарного запаса происходит через игру.

Существует ряд специальных методических упражнений, которые лежат в основе дидактических игр по обогащению словарного запаса.

Например:

- подбор эпитетов к предмету;

- подбор к предмету действий (глаголов);

- подбор к действиям предметов или объектов;

- вставление детьми пропущенных слов;

- составление предложений с заданным словом;

- называние составных частей целого;

- объяснение слов;

- отгадывание и составление загадок;

- классификация предметов;

- добавление придаточных предложений;

- распространение предложений;

- подбор синонимов (антонимов, омонимов).

Закрепление активизации словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Приведём несколько самых используемых игр:

Игра «Фрукты»

Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.

Ход игры:

Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определённый фрукт. Ребёнок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишнёвый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевлённость и др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному их игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случает игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводится игра «Живое - неживое», «овощи - фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы - насекомые», «одежда - обувь» и др.

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: наглядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» и др.)

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называю, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнаёт её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её и показать всем детям. Если ответ верный, ребёнок берёт предмет себе. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество игрушек.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка…(маленькая). Ещё, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мёд, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный , а у Мишки… (короткий).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.

Ход игры: детям предлагается следующий речевой материал:

- ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево

- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище – корова

- кабина, крылья, мотор, хвост – самолёт

- рука, туловище, нога, волосы – человек.


Комментариев нет:

Отправить комментарий