Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребёнок не овладеет необходимыми категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет испытывать определённые сложности.
Обогащение и активизацию словаря следует начинать с раннего возраста ребёнка. У ребёнка, обладающего богатым словарным запасом, формируется правильная речь.
Слова, которые усваивают дети, делятся на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся слова, которые ребёнок понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые ребёнок понимает, но в речи не использует.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому обогащение словарного запаса происходит через игру.
Существует ряд специальных методических упражнений, которые лежат в основе дидактических игр по обогащению словарного запаса.
Например:
- подбор эпитетов к предмету;
- подбор к предмету действий (глаголов);
- подбор к действиям предметов или объектов;
- вставление детьми пропущенных слов;
- составление предложений с заданным словом;
- называние составных частей целого;
- объяснение слов;
- отгадывание и составление загадок;
- классификация предметов;
- добавление придаточных предложений;
- распространение предложений;
- подбор синонимов (антонимов, омонимов).
Закрепление активизации словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.
Приведём несколько самых используемых игр:
Игра «Фрукты»
Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.
Ход игры:
Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определённый фрукт. Ребёнок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишнёвый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевлённость и др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному их игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случает игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводится игра «Живое - неживое», «овощи - фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы - насекомые», «одежда - обувь» и др.
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: наглядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» и др.)
Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называю, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнаёт её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её и показать всем детям. Если ответ верный, ребёнок берёт предмет себе. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество игрушек.
Игра «Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка…(маленькая). Ещё, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мёд, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный , а у Мишки… (короткий).
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.
Ход игры: детям предлагается следующий речевой материал:
- ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево
- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище – корова
- кабина, крылья, мотор, хвост – самолёт
- рука, туловище, нога, волосы – человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий